KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Интеграция духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательный процесс в условиях пилотной организации
Интеграция духовно-нравственного воспитания в учебно-воспитательный процесс в условиях пилотной организации
03 июня 2019    Автор / Тулепова Д.Ж. преподаватель специальных дисциплин Костанайского педагогического колледжа г. Костанай

Статья посвящена актуальности духовно-нравственного воспитания в организациях образования в свете реформ в области образования, экономических преобразований и кризисов в стране и в мире. Рассматриваются пути достижения внутренней интеграции, ее важность в студентоцентрированном образовании, опыт применения интеграции на уроках информатики. Описывается личный опыт после прохождения курсов по самопознанию, подводятся итоги послекурсовой работы.

 

Есть лишь одна проблема – одна-единственная в мире – вернуть людям духовное содержание, духовные заботы...

А. де Сент-Экзюпери

Духовность, нравственность, воспитание – это неотъемлемая составляющая процесса обучения в системе образования. «Для нас крайне важной является высокая миссия … по укреплению традиционных морально-нравственных ценностей человека и общества», - сказал Президент страны Нурсултан Назарбаев на одной из встреч.Каждый педагог, безусловно, являясь частью образовательной системы, а также гражданином и патриотом, видит конечный продукт системы – выпускника  – всесторонне развитой, разумной личностью.

Что является мерилом успеха деятельности педагога? Правильно, качество знаний его студентов. Еще раз повторимся – качество знаний. То есть мы недостаточно уделяем внимания нравственности, личности студента, а зачастую видим в нем объект приложения наших усилий по воспитанию компетентного специалиста. Наши студенты, как будущие учителя, берут модель поведения и воспитания именно от нас – преподавателей педагогического колледжа. Завтра они так же как и мы, будут вести уроки, подсознательно используя те же схемы и методы, что применяли к ним. Поэтому так актуальна государственная программа «Рухани Жаңғыру». Мы должны больше внимания уделять педагогике души, а не только ума.

Наш народ нравственно и духовно очень богат. Нам есть, чем гордиться, есть, что любить, есть, что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться. Развитие страны – это не только решение полити­ческих, экономических, социальных проблем, но и формирование гражданского согласия по духовно-нравственным ценностям.

Именно система духовно-нравственных ценностей определяет поведение человека в семье, обществе, мире, принадлежность к социальной общности и выступает основой диалога, общения и взаимодействия как между людьми, так и между социальными общностями, цивилизациями.[1, пункт 1].

К сожалению, как все мы сегодня видим, у современной молодежи духовно-нравственные ценнос­ти отходят на второй план. Все большее влияние на молодое поколение оказывают потребительская психология и культ материального успеха. Как следствие, появляется «одноразовая культура» со своими «одноразо­выми» предметами, фильмами, книгами, отношениями; развивается дева­львация духовно-нравственных ценностей; уменьшается значение про­шлого опыта, несмотря на то, что это опыт поколений, а его передача - это механизм социокультурного воспроизводства нации.

По определению академика РАО Г.В. Мухаметзяновой, «духовность - это системная целостность, включающая: готов­ность личности к самоанализу поступков и переживаний; стремление к иде­алам, постановке и достижению жизненных целей на основе добра, истины, красоты, любви, гармонии с окружающим миром. Цель духовного развития личности состоит в определении смысла ее бытия и формулировании соот­ветствующих смыслу целей. Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; предмет специального изучения [2, с. 308].

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирования у растущего человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). Современные образовательные учреждения ищут эффективные пути духовно-нравственного воспитания растущей смены, приобщения ее к национальным и общечеловеческим ценностям. 

В январе этого года преподаватели Костанайского педагогического колледжа прошли, и я в том числе, прошли курсы по самопознанию от ННПООЦ «Бобек». С каким настроем мы пришли на первую лекцию? Конечно, с интересом. Педагоги не только обучают студентов, но и сами постоянно обучаются – это особенность профессии. На том же первом занятии лектор предупредила нас, что наше мировоззрение может и должно измениться после прослушивания курса. Что может измениться за две недели, за 72 часа, подумалось мне. Оказывается, может!

Воспитывать личность, а не только компетентного специалиста;быть самому примером и наставником не только получении знаний, но и в том, как и каким быть человеком. Столько очевидных и, казалось бы, даже прописных истин мы узрели другими глазами – просветленными и обновленными. Проектирование каждого урока сейчас – это как рисование той же картины, но совсем другими красками.

Студентоцентрированное обучение возможно только при полной внутренней интеграции духовно-нравственного обучения в учебно-воспитательный процесс.

Каждый слушатель курсов получил диск с учебным материалом, который успешно применяется в практике – мотивационные видео, песни и тексты к ним, учебные презентации. Посещение открытых уроков в рамках кафедры математики и информационных технологий показывает, что преподаватели,не довольствуясь только предоставленным материалом, пополняют эту коллекцию новыми видео, ищут свои пути применения принципов ДНО на занятиях.

На открытом уроке по информатике на тему «HTML-редактор. Инструменты создания информационных объектов для интернета» студентам было дано опережающее домашнее задание – подготовить эссе «Что для вас значит Любовь» на казахском, русском и английском языках. Данный материал стал основой их первой веб-страницы, созданной с помощью языка HTML. Основная мысль занятия – мы пользуемся Интернет для поиска информации, но всегда ли она позитивна, полезна, несет Добро и Любовь? Обучающиеся сошлись во мнении, что нужно приумножать Любовь и делиться добротой с миром вокруг нас.

Данная методическая разработка была отправлена на портал www.ozin-ozi-tanu.kz, который является площадкой для обмена опытом, к которому должен обращаться каждый педагог.

Являясь работниками пилотного колледжа по интеграции ДНО в УВП организации образования, получая знания на курсах, посещая занятия коллег, создавая копилку своих уроков, мы получаем бесценный опыт, важность которого трудно переоценить. Наши студенты пойдут в школы одухотворенными, нравственно сильными и цельными, и будут строить «…лучшее будущее»[1, заключение].

 

Список литературы

1. Назарбаев Н.А. "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" / Статья, 12 апреля 2017 г.

2. Мухаметзянова Г.В. Педагогика индивидуальности 2-е изд./Учебники практикум для бакалавриата и магистратуры. - М.: Юрайт, 2019. –406 с.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.
Читайте также