KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
«Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса класса»
«Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса класса»
13 ноября 2019   

План семинара для учителей

Тема: «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса класса»

Школа: КГУ «Воронежская СШ» отдела образования акимата Федоровского района Костанайской области.

Количество слушателей: 10

Педагог : Кащеева С.В.

План:

1. Психолого-педагогические основы Программы нравственно-духовного образования «Самопознание»

2. Вечные общечеловеческие ценности

3. Интеграция общечеловеческих ценностей в содержание предметов

 Цель: углубление представления об общечеловеческих ценностях как основе целостного педагогического процесса класса

 Задачи:

-расширить знания о программе НДО «Самопознание»

-развивать умения применять методы внешней и внутренней интеграции самопознания и других учебных дисциплин

-содействовать готовности учителей к проведению интегрированных уроков по различным учебным дисциплинам с предметом «Самопознание»

Cеминар для учителей

Тема: «Общечеловеческие ценности – основа целостного педагогического процесса класса»

Ресурсы:

Интерактивная доска, компьютер, слайдовая презентация, карточки, анкета

1.Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание».

Позитивный настрой «Концентрация на дыхании»

Позитивное высказывание

«Наша миссия – помочь ребенку поверить в себя» Амонашвили Ш.А.

 

Вопрос: Почему наша миссия – помочь ребенку поверить в себя?

Вопрос: А что значит поверить в себя?

 

Древнегреческие мудрецы призывали: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир!»

Программа НДО «Самопознание» основана на целостном подходе к пониманию человека, как обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой.

Манифест гуманной педагогики провозглашает:

Учитель- душа, носитель и даритель Света.

Ученик – душа, ищущая, жаждущая Свет

Их встреча рождает Урок.

Воспитание – питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей.

Образование – это таинство раскрытия высшего образа в человеке.

Школа – это лестница для восхождения души человека.

Вдохновение – вдох нового.

Самопознание – это глубокое и целостное познание себя, познание не только своей физической и психологической природы, но и, прежде всего, осознание своей высшей духовной природы. В процессе самопознания важно не накопление информации, а качество трансформации личности.

 

Видео «Юрий Куклачев «Урок доброты»

-Для чего мы пришли в этот мир?

Жить, нести свою миссию.

- А какая наша миссия?

 

Предлагаю вам вместе составить законы учителя:

- любить…..(ребенка)

- понимать ….(ребенка)

- восполняться …(оптимизмом к ребенку)

А какие должны быть личностные качества учителя?

-доброта

-откровенность

-искренность

-преданность

 

2.     Аксиологические основы программы НДО «Самопознание».

5 элементов природы (картинки)

Земля – звук, осязаемость, форма, вкус, запах

Вода - звук, осязаемость, форма, вкус

Огонь - звук, осязаемость, форма

Воздух - звук, осязаемость

Эфир – звук

В наши дни 5 элементов природы загрязнены, и в результате люди утратили чувство безопасности. Сейчас для нас наиболее важно научиться правильно использовать 5 органов чувств, что приведет к очищению и 5 элементов природы. Внутреннее очищение влечет за собой и внешнее.

 

Вопрос: Как очистить грязную воду, если нельзя сразу всю её вылить?

Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям.

 

Истина – это то, что остается неизменным, основополагающий жизненный принцип: духовное начало, пронизывающее все творение, единая суть, присущая всему мирозданию. Она не подвержена изменениям во времени – прошлом, настоящем, будущем.

Праведное поведение – это поведение, соответствующее долгу и обязательствам, поступки, согласно внутреннему голосу совести.

Любовь – это чистая бескорыстная и безусловная любовь, это энергия, созидающая и поддерживающая жизнь.

Внутренний покой – совершенное умиротворение ума, глубинная природа человека.

Ненасилие – не причинение вреда никому, ни мыслью, ни словом, ни делом

 

Дерево ценностей

 

Развитие в себе общечеловеческих ценностей – это само по себе уже образование. Любого, кто старается, как следует, понять общечеловеческие ценности: Истину, Праведное поведение, Любовь, Внутренний покой, Ненасилие, кто применяет эти ценности на практике и распространяет их с усердием и искренностью, уже можно назвать по – настоящему образованным человеком.

 

Задание индивидуально: соедините словосочетания и общечеловеческие ценности

Наблюдайте:

-за словами (Истина)

-за действиями (Праведное поведение)

-за мыслями (Внутренний покой)

-за характером (Бескорыстная Любовь)

-за сердцем (Ненасилие)

 

3.     Интеграция программы НДО «Самопознание» и других дисциплин.

Два крыла образования.

Объединить в 2 группы по цвету пёрышка.

Гармоничное развитие двух аспектов образования:

·         Интеллектуального (внешнее образование для ума) 1 группа

·         Духовно-нравственного (внутреннее, образование для сердца) 2 группа

Вопрос для 1 группы: Что значит внешнее образование?

Внешнее образование – образование для ума: 

-Внешнее, интеллектуальное;

-Исследует внешний мир;

-Книжное знание (можно познавать, не имея личного опыта);

-Пробуждает желания, притягивает к внешнему;

-Необходимо для того, чтобы выжить в мире;

-Развивает интеллект;

-Обращено к уму и телу;

-Цель внешнего образования - информация;

-Интернет;

-Вызывает аллергию.

Вопрос для 2 группы: Что значит внутреннее образование?

Внутреннее образование-образование для сердца.

-Внутреннее, духовно-нравственное;

-Исследует внутренний мир (Кто я?);

-Практическое значение (невозможно познать, не имея личного опыта);

-Выявляет общечеловеческие ценности, скрытые в сердце каждого человека;

-Связано с целью жизни (для чего жить);

-Развивает интуицию;

-Обращено к сердцу;

-Цель внутреннего образования – трансформация;

-Интернет;

-Дает энергию.

Необходимо объединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.

Поочередно каждый член группы выходит и ищет свою пару. Они вместе прикрепляют к туловищу птицы свои перья.

Целостное образование = внешнее образование + внутреннее образование

-Затронуты все аспекты человеческой личности – гармоничное развитие ума, рук и сердца;

-Развитие уравновешенной личности;

-Выявление изначально присущих человеку нравственно-духовных качеств и претворение их в практику жизни;

-Цель – воспитание характера, который проявляется в единстве мысли, слова и дела.

 «Дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний» Ш.А.Амонашвили.

Что есть мертвые знания?

-Это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать.

-Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются.

-Это те, которые молодые люди дальше порога школы брать не будут и жалеть об этом тоже не будут.

-Мертвые знания – гири на ногах.

Живые знания – те, которые:

-Одухотворяют человека.

-Влекут к горизонтам науки.

-Способствуют творить новую жизнь.

-Воодушевляют мысль на новые поиски.

-Несут просветление и эволюцию.

-Живые знания - крылья.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебные предметы – это, прежде всего, оживление знания, выявление его нравственно-духовной сущности.

Самопознание – метапредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.

Каждый предмет может стать инструментом духовно-нравственного воспитания детей.

Внешняя и внутренняя интеграция самопознания и других дисциплин.

-Интеграция внешняя – это применение методических приемов самопознания на любом уроке (5Д, позитивный настрой, рассказывание притчи, вдохновляющих примеров из жизни великих людей, завершающая минутка урока и др. ).

-Интеграция внутренняя – это интеграция общечеловеческих ценностей

Задание – игра «Аукцион»

Интеграция вашего предмета с предметом «Самопознание» примеры от каждой группы (5 мин)

Анализ

Групповое пение

Это мир придуман не нами

Слова: Л. Дербенев, Музыка: А. Зацепин

За то, что только раз в году бывает май,

За блеклую зарю ненастного дня

Кого угодно ты на свете обвиняй,

Но только не меня, прошу, не меня.-

Припев:

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Этот мир придуман не нами,

Этот мир придуман не мной.

Придумано не мной, что мчится день за днем,

То радость, то печаль кому-то неся,

И мир устроен так, что все возможно в нем,

Но после ничего исправить нельзя.

Припев:

Может быть, пророча беду нам,

Бьет по стеклам дождь ледяной.

Но таким не мною придуман,

Этот мир придуман не мной.

Один лишь способ есть, чтоб справиться с судьбой,

Один есть только путь в мелькании дней —

Мы тучи разогнать не можем над землей,

Но можем мы любить друг друга сильней.

Припев.

Текст песни на слайде

Домашнее задание:

1.  Прочитать  педагогические произведения Януша Корчака,  Ш.А. Амонашвили ,

И. Стульпинене «Физика языком сердца», Бак В.Ф. «Биология языком сердца».

2.Продумать проведение интегрированного урока с предметом самопознание

Заключительная минута семинара. ( спокойная музыка)

Уважаемые коллеги!

Сделайте глубокий вдох (при вдохе вдохните самоедоброе). Выдохните. Вспомните все те нужные моменты внешней интеграции, которые вы запомнили из проведённого семинара. Я думаю, что вы будете с удовольствием использовать приёмы интеграции урока самопознания в своих уроках.Спасибо за сотрудничество!

 

 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.