KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Живое знание
Живое знание
07 августа 2017    Автор / Ермуханова И.И., учитель Самопознания Акмолинская область Буландынский район, КГУ «Капитоновская СШ»

«Тому, кто не постиг науки добра,

всякая наука приносит лишь вред»

М.Монтень

В жизни каждого человека однажды наступает переломный момент, не тогда, когда он кардинально меняет свою жизнь, на это решаются немногие, а тогда, когда он , наконец, начинает понимать те вещи, которые и раньше были, но были запрятаны далеко- далеко. Вот так произошло и со мной. Если раньше, говоря об интеграции, мне казалось - стоит лишь включить элементы предмета Самопознания в другой предмет и вот она интеграция налицо. То сейчас, понимаю, насколько далека была я от истинного понимания вещей. Я и сейчас не могу с уверенностью сказать - Я все знаю и все умею - нет, это совсем не так. Ведь как говорил великий Ш.А.Амонашвили  « Учителю тоже нужен учитель…» И, вчитываясь в замечательные произведения этого прекрасного человека, понимаешь, как много тебе еще предстоит узнать. И от этой мысли становится волнительно - тревожно, словно стоишь на пороге удивительного путешествия и понимаешь, что оно принесет тебе лишь только Радость. Одним из таких открытий и стала интеграция предмета Самопознания во все образовательные предметы нашей страны.

Что есть интеграция? Прежде всего- это проникновение, даже не так – растворение принципов духовно-нравственного образования во всех направлениях работы современной школы. Это когда все учебные предметы объединяются на основе общечеловеческих ценностей, когда мы начинаем видеть единство в многообразии, когда учитель говорит «…я учу подрастающее поколение, я учу ребенка жить». И не просто говорит, а является тому примером, потому как гласит народная мудрость «Посредственный учитель объясняет, хороший на учебу вдохновляет». Всем сердцем хочется быть хорошим учителем для своих детей, чтобы те знания, что они получают вместе со мной были нужны им в жизни, ведь моей целью всегда будет воспитание Человека, который не отделяет слова, дела и поступки; Человека, который не будет стесняться своих слез при виде несчастья или беды другого; Человека, которому чужды будут равнодушие, цинизм и мракобесие; Человека, который будет жить в Гармонии с самим собой и от умения быть счастливым буде делать счастливыми других.  Для того, чтобы моя мечта и мечта многих других учителей осуществилась, необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную Гармонию.

«Образование – ради жизни, а не ради заработка на жизнь» – вот что должно стать девизом всех учителей. Почему многие учителя жалуются, что современные дети не хотят учиться, ведь дети изначально любознательны, они хотят узнавать что - то новое и всегда открыты для новых знаний. Так почему же дети, которые хотят учиться, не хотят учиться в школе? Ответ прост: дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Тогда какие знания – живые, а какие - мертвые? Выдающийся педагог, вдохновитель гуманной педагогики , Ш.А.Амонашвили так отвечает на этот вопрос: «Мертвые знания – это те, о которых заведомо знаем, что их можно вовсе не знать. Это те, которые забываются сразу, как только сообщаются. Это те знания, которые молодые люди забудут сразу, как только переступят порог школы и жалеть об этом не будут. А живые знания составляют Культуру Образования. Живые знания – те, которые, одухотворяют человека, влекут к горизонтам науки, способствуют творить новую жизнь, воодушевляют мысль на новые поиски, несут просветление и эволюцию, Живые знания – крылья, которые помогают Человеку лететь». А еще, когда у Шалвы Александровича спросили « Почему все государственные реформы в образовании не оправдывают ожиданий?» он ответил « …Все реформы начинаются не там, где они должны быть начаты, а там, где они изначально обречены на провал. Реформа начинается только в учителе. Если я – плохой учитель, дайте мне лучшие программы, во что они превратятся в моих руках? Если я хороший учитель, дайте мне плохие программы, что я с ними сделаю? Попытайся увидеть методику по - своему, и дай самого себя детям. Так кто реформирует школу? Министр со своей программой? Или я со своими личными истинами? Надо воспитывать учителя – мыслящего, творческого, свободного. Не ругать учителей, а возвысить их. Это же художники жизни. Нынешние учителя рисуют середину 21 века».

А ведь и вправду – стоит посмотреть на свой предмет другими глазами, «очеловечить» его, одухотворить, понять, что мы учителя, в первую очередь, учим ребенка жизни, как весь учебный процесс превращается не в затяжную каторгу, сроком в 11 лет, а в увлекательное путешествие в поисках нового и прекрасного. Вот например - почему вместо того, чтобы просто  рассказать про материальную культуру Казахстана в 5 классе не попробовать сделать это через призму национального наследия и тем самым раскрыть  представление о материальной культуре через общечеловеческую ценность любовь, объясняя это так, при выполнении орнамента из бумаги, « орнамент оказывает сильное эмоциональное воздействие, ему свойственно передавать ощущения радости и печали, любви и счастья. Теплая или контрастная цветовая гамма создает мягкое энергетическое поле, в которое легко и приятно попадать. Как и в прошлом, орнамент делается вручную, и каждый автор вкладывает в его создание пожелания любви и удачи. Оттого и велика энергетика национального орнамента, потому и декорированные орнаментом костюмы, ткани, сумки так притягивают наше внимание и заставляют возвращаться к истокам народной мудрости снова и снова...» Ведь после такого объяснения, дети на всю жизнь запомнят, то, что они прошли на уроке и не просто запомнят, а навсегда пронесут трепетное уважение и любовь к родной земле, к культуре народа и его традициям.

Ведь воистину только наука языком сердца способна выявлению абсолютных ценностей человека, только то, что будет идти от Сердца дойдет до сердца других и тогда наступит время – время Людей Света.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.