KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Перспективы развития предмета «Самопознание» в системе образования через внеурочные формы работы
Перспективы развития предмета «Самопознание»  в системе образования через внеурочные формы работы
16 марта 2014    Автор / С. Судак, методист по предмету «Самопознание», отдел образования акимата Костанайского района

Если педагогика хочет воспитывать Человека

во всех отношениях, то она должна прежде

узнать его тоже во всех отношениях.

Ушинский К. Д.

 

Образование как социокультурный феномен прошло нелегкий путь развития и формирования под влиянием потребностей общества, поскольку оно всегда выполняло важнейшие общественные функции. И в настоящее время в массовом сознании сформировалась общая мысль – что просто обладающий определёнными знаниями человек – это не гарантия успешного будущего. В современном обществе «старение» знаний происходит очень стремительно, и поэтому их постоянно нужно обновлять. Но какая должна быть для этого основная мотивация? Ответ на этот вопрос заключается в следующем: если во времена Советского Союза действовала система «образование на всю жизнь», то сейчас парадигма образования изменилась, необходимы новые условия и требования, применяемые к образованию. Личным кредо каждого казахстанца, по мнению Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева, должно стать: «Образование всю жизнь». Непрерывное образование, самообразование, стремление быть актуальным, быть мобильным, быть готовым к любым ситуациям.

Выступая с обращением к воспитанникам детских садов, учащимся школ и студентам Казахстана, пятого сентября 2012 года, Глава государства сказал о слогане, который находится при входе в Кембриджский университет: «Обучение в течение жизни не альтернатива, а насущная потребность».

Таких личностей в условиях школы способны подготовить только талантливые педагоги, которые пришли в учительскую профессию не для удовлетворения личных желаний, а на благо служения общества, для обучения и воспитания будущего нашей страны.

Сегодня в отечественных школах созданы все условия для качественного обучения, но воспитание в последние десятилетия отходило на второй план: приоритет оставался за знаниями, тогда как на воспитание уделялось мало внимания.

Так не могло долго продолжаться, одностороннее развитие никогда не может гарантировать целостного результата. Нельзя было ожидать, что ребёнок сам, либо с помощью семьи и социума себя воспитает. Ведь школа так же должна участвовать в формировании гармоничной личности.

В начале третьего тысячелетия многие регионы мира страдали от тяжелейших проблем: экономических, социальных, этнических, экологических, политических. Эти проблемы осложнялись тем, что старые идеалы, служившие опорой государств, потеряли свою власть над умами людей. В связи с этим возникла реальная опасность хаоса в нравственном  воспитании людей и особенно подрастающего поколения. Поэтому всё большее внимание в центре мироздания должна была получить именно личность Человека.

Сложившейся ситуацией озадачились все учёные, ведущие профессоры, педагоги-новаторы, психологи и рядовые учителя Казахстана. Необходимо было изменить систему образования, «очеловечить» её. Главным героем и участником системы обучения и воспитания должен был стать ребёнок. Ученик – это самая важная и неотъемлемая часть школы.

Главным новатором в отечественной педагогике выступила Первая Леди Казахстана, Сара Алпысовна Назарбаева. Предложив идею личностно-ориентированного, нравственно-духовного образования. Идея Сары Алпысовны получила всестороннюю поддержку. Соратники и единомышленники помогали создавать первые основы, сформировавшейся ныне в науку, нравственно-духовной концепции. Поэтому благодаря им, и Саре Алпысовне Назарбаевой, в нашей стране появился такой замечательный предмет, как «Самопознание».

Как сказала Сара Алпысовна: «…Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на земле…». И с этими словами не то что трудно не согласиться, а их жизненно необходимо каждому учителю принять как руководство к действию.

Лишь уважая личность ребёнка, принимая его таким, какой он есть, и помогая ему стать лучше, добрее, человечнее – только тогда мы получим по-настоящему гармонично развитую и сформированную личность!

Все, кто заинтересован в дальнейшем развитии предмета Самопознания – как сравнительно молодой дисциплины в системе непрерывного образования и воспитания, должны всегда находиться в поиске. Специально созданный десять лет назад Институт гармоничного развития Человека всегда находится в стремлении сделать Самопознание ещё лучше, ещё интереснее. 

Также активными помощниками являются учителя-практики со всех регионов нашей страны. На протяжении эксперимента и при массовом внедрении Самопознания они активно участвуют в становлении и дальнейшем развитии нравственно-духовного образования.

Одним из основных видов деятельности на уроках Самопознания является творчество, через которое развиваются основные ключевые компетенции личности ребёнка.

Через интеграцию Самопознания с другими дисциплинами можно более активно применять творчество в обучении. Через метапредметные связи отражается живая связь явлений в понятиях ученика.

Взаимосвязь знаний по различным предметам выступает, с одной стороны, как объективная необходимость глубокого и всестороннего познания общих основ изучаемых явлений, а с другой, способствует сознательному выполнению учащимися творческих заданий, открывает широкий простор для проявления и развития творчества.

В школах страны дополнительно к урокам Самопознания необходимо создать кружки и дополнительные занятия с нравственной направленностью.

Внеурочная деятельность в школе, с нравственной и этической направленностью должна стать главной целью всего воспитания и обучения.

В данном направлении регионам страны, возможно, необходимо перенять опыт Гуманитарного колледжа «Самопознание», при Национальном Центре «Бөбек», в котором внеурочная деятельность является дополнением к общему объёму знаний. На основе опыта педагогического коллектива колледжа, можно адаптировать для основной и профильной школы следующие виды деятельности:

- «Клуб встреч с интересными людьми»: основная идея –  познание  и осмысление жизненного опыта известных людей, через нравственные искания достигнувших личностного и профессионального успеха.

- Песенный конкурс «Екі жұлдыз»: основная идея –  через совместное песенное творчество развитие музыкальных талантов, приобщение к публике, личностное самосовершенствование, сплочение педагогического и ученического коллективов.

- «Диалоги добра»: основная идея - клуб встреч с интересными людьми, которые будут делиться со студентами своими нравственно-духовными ценностями, которые помогли им в жизни

- Клуб «Путь к себе»: клуб для учащихся, где они совместно с психологами школ, будут  обсуждать интересные книги, фильмы с нравственно-духовным содержанием, разрабатывать различные формы работы на уроках Самопознания.

Благодаря дополнительным занятиям, которые будут включены в вариативный компонент, возможно будет содействовать в развитии Самопознания. Потому что система кружков, секций, занятий по интересам, всего комплекса дополнительного образования – это один из главных механизмов для достижения общей цели. Ведь вариативность, гибкость, ориентированность на развитие творческого потенциала каждого ребёнка представляет собой ту сферу, в условиях которой нравственно-духовное воспитание учащихся становится более продуктивным.

Закончить статью мне бы хотелось словами Галилео Галилея: «Человека ничему нельзя научить, ему можно только помочь найти ответы в самом себе». Я думаю, что все собравшиеся на сегодняшних международных педагогических чтениях примут к сведению, что главная цель нашей жизни – быть Человеком. А обучить и воспитать личность – это великий подвиг, к которому мы все должны стремиться!

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.