KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Духовно-нравстенное воспитание в сельской школе
Духовно-нравстенное воспитание в сельской школе
05 сентября 2017    Автор / Курепина В.А., педагог СШ Павлов, Луховицкий район, село Павлов.

Душа России лучше всего чувствуется в наших деревнях и селах, а для них главная точка опоры – сельская школа. На ней все стоит и держится, она социокультурный центр села, она его стержень, нравственная и духовная основа. Маленькая школа, она, чем отличается: здесь все на виду, ничего не скроешь, не утаишь. Каждый ребенок как на ладони, мы видим, как работать с каждым, чего ожидать от него. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Поэтому в первую очередь воспитание детей надо начинать с любви к родителям, к дому, к школе, к родной деревне. У каждого учебного заведения со временем складываются свои традиции, обычаи. Духовно-нравственное воспитание в нашей школе – одно из самых важных направлений в воспитательной деятельности. Педагогический коллектив школы использует все имеющиеся возможности для плодотворной воспитательной работы в этом направлении. Мы готовим наших детей к жизни, учим человечности, чуткости, вдумчивому отношению к окружающим людям и происходящим событиям не только сегодня.

Развитие нравственных качеств ребенка, формирование его духовного мира происходит через:

-развитие эмоциональной сферы;

-обучение детей адекватному выражению своих чувств;

-развитие способности ощущать на себе влияние настроений и чувств другого человека, умения сопереживать;

В своей воспитательной работе мы обращаемся и опираемся на традиционное отечественное культурное и духовное наследие, строим работу по таким направлениям, как:

-гражданско-патриотическое воспитание

-эстетическое воспитание

-воспитание здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух»

-экологическое воспитание

-профилактика правонарушений

-развитие познавательной активности

И все это соприкасается с духовно-нравственным воспитанием. Ни для кого не секрет, что наша школа является центром социокультурного комплекса. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются их собственными усилиями. Этому в полной мере отвечают занятия в совместных кружках Дома культуры – «Фольклор», «Ладушки» – театр на ладони, «Юные джентльмены». Благодаря интересной, увлекательной и творческой работе, наши воспитанники имеют представление о том, что такое старинный русский дом-изба, традиции и быт, уклад жизни прошлых поколений, одновременно воспитывается у ребят чувство гостеприимства, заботы о порядке в доме. Богатый краеведческий материал используется для научных работ в дальнейшем старшими учащимися. Вопросы и проблемы семейных отношений, формирование семейных традиций отражаются при подготовке и проведении праздников Дней матери и отца.

Вот уже семь лет мы тесно сотрудничаем с Газопроводской сельской музыкальной школой, в которой занимаются 20% учащихся: здесь существует оркестр народных инструментов, замечательный хор. Дети не только учатся играть на музыкальных инструментах, но ими создан клуб юных композиторов, ребята проводят мероприятия, где рассказывают о знаменитых композиторах, предлагают послушать классическую и музыку собственного сочинения родителям, детям детского сада, одноклассникам.

Воспитание верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности и любви к Отечеству, готовности к защите ее свободы и независимости, осуществляется в школе и сельской библиотеке в рамках направления "Я живу рядом с ветераном". Теплом и заботой окружены ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны нашего села. Ребята оказывают им посильную помощь, берут видеоинтервью, приглашают на классные часы, общешкольные праздники. Участвуют в традиционных акциях "Свет в окне", «Память".

Совместная кружковая работа по краеведению с сельским библиотекарем привела к созданию комнаты Боевой славы. В рамках военно-патриотического направления уже более 20 лет существует традиция несения почетной вахты памяти у памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Ежегодного вместе с сельским библиотекарем проводим праздник «День славянской письменности и культуры», приуроченный ко дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. Одной из форм воспитательной работы в заявленном направлении является совместная организация Рождественских Чтениях.

Сохранению и укреплению не только физического, но и духовного здоровья способствует организация спортивно-массовой работы с детьми. Одной из форм является совместная работа со спортивным инструктором по спорту и физической культуре сельского поселения. Так, например, в рамках гражданско-патриотического воспитания ежегодно проводится военно-спортивная игра «Папы могут все, что угодно», где отцы и деды не только соревнуются в ловкости, но и делятся с детьми армейскими хитростями. Кто, как ни близкий человек, расскажет лучше и интереснее о вооруженных силах, подвигах российских полководцев.

Приобщение к духовным ценностям учащихся в школе начинается с первого класса. Начальная школа позволяет ежедневно учить детей сопротивлению добра злу. Добрая детская книга-это любовь, тепло и уют в семье. Это мама, читающая книгу или учительница, научившая читать и писать. Эстетизации среды и социума, окружающих детей, способствует и работа с родителями. В рамках данного направления ежегодно педагогическим коллективом школы и родителями разрабатывается план, который позволяет расширить педагогические возможности семьи, независимо от ее социального положения и состава, а самое главное – готовит школьников – будущих родителей, к социальным ролям отцов и матерей. Этому способствует проведение на уровне класса и школы совместных мероприятий (родители + дети), родительских лекториев, заседаний родительских комитетов, конференций для пап.

Так как в нашей школе учились и учатся дети семей из 9 республик – мы многонациональная школа и поэтому чтим их национальные традиции и обычаи. Простой пример, урок изобразительного искусства, тема «Народный костюм». Учащиеся с великим удовольствием рассказывают о своих народных костюмах, если в семье хранится наряд, дети приносят его на урок. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Возрождение и воссоздание духовности проходит и через реализацию предметных циклов. В школе введены уроки по курсу – Духовное краеведение Подмосковья в 9 классе. Учебные занятия по этому курсу призваны, прежде всего, решать задачи воспитания, связанные с формированием основ миропонимания, определѐнных нравственных принципов. При проведении учебных занятий акцентируется внимание на формировании мотивации – интерес к русской культуре и этике. Духовно-нравственное воспитание осуществляется через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах направленности.

В течение нескольких лет проходят ежегодные выставки декоративно-прикладного творчества учащихся, школьники участвуют в муниципальных, региональных, Всероссийских творческих конкурсах: «Красота родного края», праздник «День народного единства». Каждая работа ребѐнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Продолжением духовного общения являются экскурсии, посещения памятников культуры, которые расположены на территории нашего района, рассказы, беседы, воспитывают в детях бережное отношение к родной земле, уважение к старшим, трудолюбие, терпение и милосердие, чувство долга, национальное самосознание, преемственность в делах семейных, государственных на основе гармонии, единства красоты, добра и справедливости. Как мы видим, сельская школа как образовательное учреждение представляет собой специально созданный организованный социум, все элементы которого компенсируют учащимся недостаточность образовательного, культурного, гуманитарного влияния общества на развитие личности.

Сельская школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Ее миссию -быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего. Таким образом, возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем на селе, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием сельских школьников, формированием у них гражданско-патриотических качеств и национального самосознания.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.