KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
«Самопознание» - педагогика нового времени
«Самопознание» - педагогика нового времени
26 сентября 2017    Автор / Жампеисова К.К., доктор педагогических наук, профессор, г. Алматы.

30 января 2008 на форуме стипендиатов программы «Болашак» Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил реализовать новый проект «Интеллектуальная нация – 2020». Обозначив в данном документе цель новой национальной идеи – превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом, он отметил три ключевых момента ее достижения.

Первый момент касается инновационного развития системы образования. «Надо добиться того, чтобы наша молодежь умела не только получать, но и создавать новые знания. Как отметил Глава государства, самым ценным знанием сегодня становится креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии, инновации. Для этого нужны новые методики, новые формы преподавания, новые специалисты.

Вторым основным моментом реализации проекта, по словам Главы государства, станет мощная информационная революция. В этой связи «Необходимо обеспечить прорыв электронных услуг, создать индустрию информационных технологий и благоприятных условий для развития интернет-компаний».

Еще одним направлением проекта, не менее важным, чем первые два, отметил Президент, является духовное воспитание молодежи. «Нужно учитывать воздействие глобализации, которым мы должны противопоставить укрепление национально-культурных ценностей, нравственности молодого поколения». Дальнейшее развитие данные идеи получили в последнем Послании Президента, где особый акцент был сделан на усиление воспитательной работы с учащимися, на формировании у них функциональной грамотности, культуры межнационального общения, патриотизма, гражданственности и других общечеловеческих ценностей.

В статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» (июль, 2012г.) Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев определяет задачи развития Казахстана в XXI веке, ядром которого является стратегия модернизации в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу.

5 сентября 2012 года в Назарбаев университете Глава государства выступил перед студентами с триадой: будущее постиндустриального общества (общества информации, общества нового знания) – это «образование – наука – инновации», которые невозможны вне здорового образа жизни. Как видим, на современном этапе развития казахстанского общества, основной целью системы образования является формирование высокоинтеллектуальной, нравственно зрелой, социально активной личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота, способной активно участвовать в созидательном процессе прогрессивного развития государства.

В этой связи нельзя не отметить: последнее десятилетие общество переживает болезненный период, связанный с усилением нравственно­духовного кризиса у определенной части молодёжи, проявляющегося в ухудшении ее социальных, нравственных, психических и физических характеристик.

Имеющиеся негативные, асоциальные тенденции среди учащейся молодежи обусловлены:

1.Отсутствием у них ответственного отношения к своей жизни, своему здоровью и здоровому образу жизни как ценности (что выражается в таких проявлениях, как рост преступности среди несовершеннолетних, злоупотребление алкоголем, табакокурением, наркотиками, учащением случаев суицида и пр.);

2.Непониманием ими последствий противоправных действий, смысла и цели своей жизни в целом;

3.Низким уровнем осознания того, что патриотизм (важнейшими составляющими которого являются гуманизм, толерантность, высокий уровень национального самосознания и культуры межнационального общения), проявляющийся в любви к Отечеству, служении своему Отечеству и его защита предполагают всемерное укрепление и сохранение личностью своего здоровья во всех ее аспектах (нравственном, социальном, психическом, физическом);

4.Несформированностью таких не преходящих общечеловеческих ценностей, как любовь, доброта, служение Отечеству, долг, честь, достоинство, гуманизм, толерантность, здоровый образ жизни и др.

Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу – воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения.

С учетом сказанного следует отметить, что сегодня должно стать аксиомой: путь в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом, путь к Обществу Всеобщего Труда возможен только через нравственно-духовное возрождение нации, которое тесно связано со здоровьем нации в целом. Основой для утверждения данного положения является то, что только здоровый человек способен и готов к активной творческой деятельности, успешному выполнению сегодня и завтра своих учебных, профессиональных, гражданских, семейных и бытовых функций. Решение всех психологических проблем, возникающих в жизни, проявлению своих способностей, воли и таланта не только во благо себе, но и во благо всего Казахстана.

И это не случайно, по определению ВОЗ нравственное, социальное, психическое и физическое благополучие личности являются важнейшими компонентами понятия здоровья. Следовательно, проблемы, связанные с низким уровнем нравственной и духовной воспитанности некоторой части учащейся молодежи Казахстана, как и во всем мировом образовательном процессе, следует связывать с низким уровнем их здоровья и здорового образа жизни.

Все вышесказанное и определяет сегодня приоритетность в национальной системе образования Казахстана нравственно-духовного образования, направленного на достижение гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии личности.

В этой связи нельзя не оценить роль и значение Программы нравственно-духовное образование «Самопознание», инициированной еще в 2002 году первой леди Республики Казахстан Сарой Алпысовной Назарбаевой. И внедрение (после 9-ти лет эксперимента) в 2010-2011 учебном году в учебный процесс на всех уровнях образования (детский сад, школа, ТиПО, вуз, система повышения квалификации) предмета «Самопознание» как обязательного.

Основное назначение дисциплины «Самопознание» – создание условий для нравственного и духовного совершенствования личности на основе общечеловеческих ценностей, воспитания любви к жизни, к осмыслению своей человеческой сущности и смысла жизни, потребности и способности к самовыражению и самореализации, умению ориентироваться в духовном мире и в ситуациях окружающей жизни, готовности принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.

По нашему глубокому убеждению, предмет «Самопознание» правомерно рассматривать как педагогику нового времени. Значимость предмета «Самопознание» как педагогики нового времени достаточно четко обозначена в пояснительной записке сборника программ по самопознанию для организаций среднего образования, в которой сказано: объектом самопознания как целостного процесса является человек, который рассматривается в контексте природного и социального аспектов бытия.

Человек, являясь сложноорганизованной системой, проявляет себя как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Органическое единство этих ракурсов человека обеспечивает его гармоническое развитие, включающее самоопределение, самоактуализацию, самореализацию и самосовершенствование. Это определяет предметную область самопознания и конкретизирует познавательную, развивающую и воспитывающую функции учебного предмета.

Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

Средства предмета «Самопознание» также ориентированы на оказание поддержки и содействия учащимся в приобретении жизненно важных умений и навыков широкого спектра, позволяющего им проявлять созидательную активность, направленную на служение обществу.

Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

-раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;

-формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

-формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу.

Нравственно-духовное образование «Самопознание» осуществляется через достижение общих целей:

-способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;

-содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:

-определять свою жизненную позицию;

-конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;

-выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;

-оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;

-жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;

-проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;

-проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;

-развивать на практике навыки служения обществу.

В контексте вышесказанного хотелось бы акцентировать внимание на таком аспекте процесса самопознания как самоопределение обучающегося, которое представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях. В исследованиях А.М.Новикова отмечается, если в стимулировании мотивационно-потребностной сферы обучающегося отталкиваться от идей «Я-концепции», то потребности в самоопределении, в самореализации и т.д. становятся базовыми для творческого саморазвития человека. Поэтому при разработке любых педагогических систем необходимо создавать условия для запуска мотивационнопотребностного механизма «самости» личности обучающегося. Суть его заключается в том, что современному человеку теперь недостаточны только предметные знания, им необходимы метапредметные знания и умения. Человек, обладающий способностями осуществлять сложные культуросообразные виды действий, должен уметь отвечать на следующие вопросы: «Что я хочу?», «Что я могу?», «Кто я такой?». А ведь суть предмета «Самопознание» как раз и заключается в постановке и ответе на эти вопросы чуть ли не с рождения человека, с самого начала формирования его «Я - образа», «Я -концепции».

Значимость же внедрения предмета «Самопознания» в высших учебных заведениях Казахстана определяется тем, что сегодня:

-современная образовательная ситуация объективно требует становления любого специалиста субъектом собственного профессионального развития;

-ценность любого специалиста как человека и профессионала состоит в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизнедеятельности.

Важнейшей составляющей предмета «Самопознание» в вузе является «Профессиональное самопознание». Профессиональное самопознание – это процесс познания педагогом самого себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.

Что касается результатов профессионального самопознания педагогов, то, по мнению В.А.Сластенина, и с чем невозможно не согласиться, «своебразие их состоит в полноте, всесторонности и глубине представлений личности о себе как о работнике, специалисте, профессионале, о своих преподавательских способностях, педагогической направленности, мышлении и др.; сформированное™ совокупности «Я-образов» будущего субъекта труда, в профессиональной «Я-концепции» в целом, а также о своем будущем профессиональном развитии и самосовершенствовании.

Как видим, и в профессиональном самопознании доминирующую роль играют мотивы самосовершенствования и самоактуализации, то есть самопознание для педагога наполняется глубоким смыслом, связанным с осознанием необходимости личностного роста. В основе профессионального самопознания, как и самопознания вообще, лежат рефлексия и идентификация. Ученые считают: именно в процессе рефлексии и идентификации возможно получение нового знания. А значит - имеется возможность каждый раз выходить на новый виток своего развития и самосовершенствования. От витка к витку будет проходить прибавление и обогащение опыта. Следовательно, рефлексия и идентификация есть необходимые механизмы, которыми должны овладеть будущие специалисты, в процессе изучения предмета «Самопознание».

И здесь нельзя не согласиться с Г.А. Мельниковой в том, что: чем выше уровень рефлексивной культуры педагогических кадров, тем выше их внутренний потенциал саморазвития и самосовершенствования.

Педагог должен обладать рефлексивной культурой, т. е. быть рефлексирующим профессионалом, непрерывно анализирующим свою работу.

Самопознание – это только один из важных этапов становления рефлексивной культуры будущих педагогов, за ним последует более емкий процесс самоосознания, уровни и направленность которого тесно связаны с глубинными свойствами личности и спецификой ее жизненных ситуаций и такими факторами влияния на развитие личности, при которых человек осознает смысл своих действий. А самосознание станет исходным началом мотивации, которое усилится по мере развития потребностей, и, прежде всего образовательных. И только вслед за глубоким самосознанием начнут развиваться процессы: самоопределения - самовыражения - самоутверждения - самореализации – саморегуляции.

Как любой вид культуры, рефлексивная культура не дается человеку от рождения. Ее становление – это трудоемкий и поэтапный процесс. Это повседневный длительный труд над собой, своим личностным и профессиональным Я, зависящий от многих факторов. Вед способность формировать представления о себе, о своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня, социоэкономического статуса человека.

С учетом всего сказанного выше сделаем следующие выводы.

1.Внедренная в Казахстане Программа нравственно-духовного образования «Самопознание», автором и инициатором которой является первая леди республики Казахстан, есть система непрерывного процесса самопознания, самосовершенствования и саморазвития личности. Эта программа направлена на усиление воспитательной работы с детьми и учащимися (начиная с дошкольного, школьного, средне-специального и вузовского уровней образования) на основе общечеловеческих ценностей.

2.Данная система является мощным подспорьем для целенаправленного формирования у нынешнего молодого поколения граждан Казахстана рефлексивной культуры, ведущей их к вершинам (акме) нравственного, духовного, физического и профессионального развития. Следовательно, это путь формирования здоровой нации, путь к духовному возрождению казахстанского народа, целенаправленного формирования у него национального самосознания и функциональной грамотности. Это путь к совершенно иному качеству жизни. Это путь к Обществу Всеобщего Труда.

 Литература:

1.Сборник программ по самопознанию для организаций среднего образования. - Алматы: ННПООЦ «Бобек», Институт гармоничного развития человека, 2010 г.- 63 с.

2.Новиков А.М. О законах педагогики// Педагогика. - 2011. № 3. - С.3-8.

3Якушева С.Д. Профессиональное самопознание и саморазвитие педагога- sibac.info Дополнительные услуги.

4.Маралов В.Г. Основы самопознания и этап и саморазвитие: уч.пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.

5.Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. - М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с

6.Мельникова Г.А. Самопознание как этап становлеия рефлексивной культуры педагогических кадров. - sibac.info Дополнительные услуги.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.