KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - уроки
Интеграция программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс организаций образования
Интеграция программы нравственно-духовного образования  «Самопознание» в целостный педагогический процесс  организаций образования
06 марта 2018    Автор / Рысбаева А.К., доктор педагогических наук, ННПООЦ «Бобек».

Авторская Программа Сары Алпыскызы Назарбаевой нравственно-духовного образования  (НДО) «Самопознание»  призвана решать вопросы духовно-нравственного развития детей и учащейся молодежи в системе образования Республики  Казахстан [1]. Педагогика сегодня нуждается не столько в изобретении новых средств и методов, сколько в ясной мировоззренческой ориентации, позволяющей интегрировать нравственно-духовное и интеллектуальное образование.

Интеграция нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс –  это, прежде всего, духовно-нравственное воспитание человека через содержание школьных предметов, воспитательных мероприятий, сотрудничество с семьей и обществом.

Мировоззренческие основы интеграции нравственно-духовного образования «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс  состоят в  целостном понимании мира и человека, обладающего не только биологической и социальной, но и высшей духовной природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение, развитие, порядок, гармония, а в сознании человека проявляется как вечные общечеловеческие ценности.

В настоящее время приказом МОН РК создано 72  организации образования (детские сады, школы и колледжи), которые в пилотном режиме реализуют программу НДО «Самопознание». Целью пилотного проекта является  создание  в организациях образования целостной воспитывающей среды,  способствующей духовно-нравственному развитию личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Обучение наукам через призму духовно-нравственных  ценностей позволит сделать процесс обучения более осмысленным. Помогая ученику связывать темы уроков с окружающей жизнью, поворачивая их к вечным нравственным вопросам, открывая вместе с ними высокие Слова, можно мотивировать пробуждение его творческой активности, познавательных интересов, эмоционально-сердечной сферы.

В ходе реализации Программы НДО «Самопознание», учитывая возможности организаций образования, Центр «Бобек» рекомендует:

 Введение 2-го часа самопознания:

-в 1-4 кл. – «Азбука нравственности»

-в 5-8 кл. –  «Грамматика нравственности»

-в 9-11 кл. – «Наука Совести»

Введение факультативных курсов:

- «Духовное наследие человечества» (5  кл.)

- «Общечеловеческие ценности» (5 - 6 кл.)

- «Мировая художественная культура» (7–8 кл.)

- «Азбука  семейной жизни» (10 кл.)

- «Культура лидерства» (10 кл.)

Дополнительное образование обладает большим воспитательным и образовательным потенциалом, и поэтому оно может значительно повысить качество всего школьного образования.

Основными направлениями дополнительного образования являются:

1.Учебно-познавательное

2.Художественно-эстетическое

3.Спортивно-оздоровительное

Все программы дополнительного образования ориентированы на развитие духовно-нравственных  качеств обучающихся. Внеучебная работа в школе - важнейшее средство приобщения ребёнка к гуманистическим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Поэтому сегодня для школы очень важно, как будет организована внеурочная деятельность, через которую учащиеся будут вовлечены в творческие и исследовательские проекты, различные занятия, спортивные соревнования, кружки и др. В этом процессе они начнут выявлять в себе общечеловеческие ценности. Школьники научатся принимать решения, научатся искусству отношений и понимания, помощи друг другу. Они смогут формулировать свои интересы, научатся осознавать возможности внеклассной работы, которая организуется после уроков. Сегодня в организациях образования используются различные формы и виды внеклассной работы. Они действуют на добровольной основе и удовлетворяют разнообразным познавательным и творческим запросам учащихся.

Необходимым условием реализации Программы является связь с родителями. Практический опыт работы в школе позволил выявить, что позитивное воздействие обучения на формирование характера ученика значительно снижается, если преподаваемые в школе ценности не находят подкрепления в семье. Поэтому семья и школа должны объединиться, чтобы воспитать гармонично развитую личность. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей трансформирует не только сознание учеников, учителей, но и родителей. Участие в школьных мероприятиях помогает наладить трехсторонний диалог между педагогами школы, детьми и их родителями. Такой диалог может стать началом активного участия родителей в школьной жизни. Формой проведения такого диалога с родителями стали Дни Семьи. В эти Дни для родителей организуются: беседы на духовно-нравственные темы, круглые столы, конференции, родительские собрания, открытые уроки и классные часы, показательные выступления учащихся, совместные праздники и др. Так, например, в День семьи «Родительский дом - источник любви» для родителей проводился  урок самопознания «Рецепты семейного счастья». Участники мероприятия размышляли о взаимоотношениях родителей с детьми, искали  секреты семейного счастья, сравнивали свои представления о счастье с детскими. В этот же день была организована выставка творческих работ  учащихся и родителей   «Город счастливых семей».

Изучение деятельности пилотных организаций по внедрению Программы показывает положительные результаты.

 Педагоги отмечают, что:

-повысился интерес учащихся к изучению учебных  предметов и к участию в кружках и факультативах;

-у учащихся появилась потребность помогать другим людям;

-у детей появилось желание обсуждать с педагогом вопросы, которые их волнуют;

-учащиеся научились выражать свою точку зрения,  оценивать и анализировать свое поведение;

-улучшились взаимоотношения между учащимися в классе; 

-сократился уровень подростковых правонарушений;

-повысился уровень ответственности родителей за воспитание детей;

-улучшаются отношения между педагогами и родителями учащихся;

-улучшилась посещаемость общешкольных родительских собраний и других школьных мероприятий.

Учащиеся отмечают, что предмет «Самопознание»:

-учит достойно, по-человечески вести себя, относиться с любовью к людям, природе, животным;

-учит пониманию общечеловеческих ценностей: «Истина – это правда, она как корни дерева, и ее нужно искать»; «Человек стремится к истине, когда познает мир и самого себя»;

-помогает слышать голос совести;

-помогает почувствовать гармонию с окружающим миром: «Жан дүниеміз таза болса, ішкі тыныштық болады»; «Внутренний покой – это спокойное состояние души», когда человек нашел себя».

Родители отмечают, что предмет  «Самопознание»:

-учит познавать себя;

-учит хорошему;

-воспитывает умение позитивно мыслить;

-способствует развитию ребенка;

-учит преодолевать трудности;

-развивает нравственные качества.

Все это подтверждает необходимость распространения в обществе и, прежде всего, в системе образования духовно-нравственных знаний, предлагаемых Программой  НДО «Самопознание».

Деятельность пилотных  детских садов, школ и  колледжей помогают координировать и направлять рабочие группы, в состав которых вошли  сотрудники отделов нравственно-духовного развития человека Управлений образования, тренеры областных филиалов Центра «Орлеу», сертифицированных по программе «Самопознание», педагоги самопознания, имеющие опыт и мастерство ведения учебных занятий, других форм работы.

Создание в каждом регионе пилотных организаций образования дает возможность распространить положительный опыт, способствующий духовно-нравственному становлению человека, гражданина и патриота своей страны. Ученые отмечают, что «готовность учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания учащихся  представляет собой сложное образование, состоящее из понимания сущности морали, выраженной в базовых нравственных качествах, из умения организовать взаимодействие учащихся для корректировки и регуляции поведения и межличностных отношений» [2].

Согласно закономерности целостного педагогического процесса (по теории Н.Д.Хмель)  о том, что «педагогический процесс неодномоментен, длителен во времени», полагаем, что  духовно-нравственное образование – процесс, требующий длительного времени, сил, творческого подхода.

Наши наблюдения, результаты мониторингового исследования показывают положительные тенденции в духовно-нравственном развитии детей и учащейся молодежи.  Интеграция Программы «Самопознание» несет большие возможности для духовно-нравственного самосовершенствования учащихся, понимания ими смысла жизни и своего истинного предназначения.

Литература:

Назарбаева С.А. Этика жизни. – Алматы, ННПООЦ «Бобек». - 2001.

Хмель Н.Д.  Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. -  Алматы: Ғылым, 1998.  

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.