KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Деятельность социально-психологической службы по сохранению психического здоровья участников образовательного процесса
Деятельность социально-психологической службы по сохранению психического здоровья участников образовательного процесса
16 января 2018    Автор / Макухина Ю.В., педагог-психолог, КГУ «Корнеевская средняя школа», Северо-Казахстанская область, Есильский район.

Забота о человеческом здоровье,

тем более о здоровье ребенка- это, прежде всего,

 забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества

В. Сухомлинский

Главная цель социально-психологической службы образования – психологическое здоровье детей – связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.

Здоровье – такое состояние живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.

Психическое здоровье – это баланс различных психических свойств и процессов, состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации.

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым. Проблема психического здоровья привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов и других. Занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье. Что относится к основным причинам нарушения психологического нарушения здоровья учащихся.

Нарушения психологического здоровья

Защитная агрессивность

–часто конфликтует, дерется;

–громко говорит;

–на занятиях и уроках выкрикивает; мо­жет проявлять обостренную тенденцию к лидерству.

Деструктивная агрессивность

–присутствует стремление ломать (рвать, резать);

–склонны к проявлению косвенной агрессии (например, ябедничают или действуют исподтишка);

–проявляют радость при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);

–в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко дерутся);

–в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность.

Демонстративная агрессивность

–стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами;

–проявляют преимущественно вербальную агрессию;

–могут прибегать к лживости или воровству;

–проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду (девочки).

Страхи

–заявляют о большом количестве источников страха;

–многие страхи имеют постоянный характер;

–реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают;

–у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха;

–страх наносит ущерб качеству жизни.

Социальные страхи

–стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения,

–готовы жертвовать своими интересами;

–очень стремятся к поощрениям;

–при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это правильно?»;

–творческие или незнакомые задания выполняют хуже, чем задания

–по-образцу или хорошо знакомые;

–остро реагируют на неуспех;

Замкнутость

–на занятиях или уроках мечтают о чем-то, часто не слышат вопросов взрослых;

–снижено внимание;

–в поведении отсутствует спонтанность, живость;

–не велико количество контактов со сверстниками.

Задачи работы психолога по данной проблеме с учащимися начальной школы:

–оптимизация социальной среды для повышения уровня психологического здоровья: родители, педагоги, сверстники;

–профилактика нарушений психологического здоровья и повышение его уровня;

–организация коррекционной работы с детьми, имеющими существенные нарушения психологического здоровья.

Средства и формы реализации задач:

Ролевые игры

Психогимнастика

Проективные методики

Адаптационные мероприятия в начале учебного года

Занятия с элементами тренинга

Релаксационные занятия

Уроки психологической азбуки

Методы психологической работы с учащимися среднего звена

Что касается работы по сохранению психологического здоровья подростков, то здесь проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения. Для самых трудных подростков с делинквентным поведением разрабатываются индивидуальные программы. Данные программы реализуются совместно с учителями предметниками, классными руководителями. Используются компьютерные игры на развитие внимания, воображения, мышления. Считаю, что большой психо-профилактический и развивающий эффект имеют психологические игры.

Психологическая игра – это игровое действие, развивающее способность к самоконтролю в социальной ситуации, критичность к себе и другим, способность анализировать свои действия, сплачивает детский коллектив, создаёт положительный эмоциональный настрой, тем самым предупреждает возникновение проблем, связанных с личностным развитием школьников. Игра является средством всестороннего развития воспитанника.

Психологические игра «Мешок с сюрпризами»

Учащиеся делятся на 3-4 команды, в каждой из которых 5-6 человек, и получают по мешку с предметами. В мешочке (пакете) лежат предметы: ключи, спички, свечка, бумажный носовой платок, баночка из-под крема, шапка и т.д.

Каждая команда за 10 минут готовит короткую сценку, в которой будут использоваться все предметы из мешка. Затем команды по очереди представляют свои сценки.

Обсуждение:

1.Трудно ли было готовиться?

2.Как я себя чувствовал?

3.Смог ли я сыграть роль?

Арт-терапевтические методы так же являются эффективными средствами укрепления психологического здоровья.

Характер работы психолога в старшем звене

–общая эмоциональная поддержка;

–анализ и обсуждение данной жизненной ситуации;

–информация по проблеме, расширение сведений по ней;

–поддержка принятого решения;

–мотивирование на семейное консультирование;

–мотивирование на поиск психотерапевтической помощи;

–расширение сознания и повышение психологической грамотности.

Фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья учащихся старших классов, – экзаменационный стресс.

Особо пристрастное внимание к этому вопросу связано с введением единого национального тестирования. Если посмотреть на эту проблему более широко, то любой вызов ученика к доске, контрольная работа, тестирование – уже маленький экзаменационный стресс. И хотя контроль знаний – очень ответственная процедура, вред здоровью ученика может нанести не любой ответ на уроке и не любой экзамен, а лишь такая процедура проверки знаний, при которой не соблюдаются необходимые психолого-педагогические и этические нормы и требования, не обеспечена атмосфера справедливости и доброжелательности, не приняты во внимание индивидуальные особенности отвечающего (экзаменующегося).

В связи с этим вытекает одно из направлений работы «Психологическое сопровождение» учащихся во время подготовки к ЕНТ. Основной целью данного направления является снижение стрессоопасных состояний; совершенствование здоровьесберегающих технологий в период подготовки и прохождения итоговой аттестации учащихся; оказание действенной помощи участникам учебно-воспитательного процесса при подготовке к экзаменам. В ходе работы проводится психодиагностическое обследование школьной тревожности или стрессового состояния. В конце каждого занятия учащимся предлагаются практические рекомендации (в письменной и устной форме) и тренировочные упражнения для снятия нервного и эмоционального напряжения в экзаменационный период. При проведении занятий используются методические материалы периодических изданий для психологов, рекомендации по развитию видов памяти, внимания, мышления, тренинговые упражнения, упражнения на релаксацию, практические задания по снятию нервного напряжения. Благодаря приобретенным навыкам саморегуляции и выработки поведенческой стратегии в экзаменационный период, школьник приобретает технологии по сохранению собственной здоровьесберегающий среды в сложных жизненных ситуациях. Просветительская работа проходит в рамках проведения месячников по профилактике СПИДа, наркомании и табакокурения.

Родительские собрания... Их тематика многогранна и безгранична: «Здоровье и вредные привычки», «Взаимосвязь атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка», «Формирование навыков личной гигиены в семье» и т.д. Всё это направлено на пропаганду здорового образа жизни. Оказание помощи детям и предупреждение жестокого обращения с ними проводится в семейном контексте и, прежде всего, в форме бесед и коррекционных занятий с родителями для преодоления трудностей семейного воспитания, изменения установок по отношению к ребенку, чтобы они не чувствовали своего бессилия и одиночества.

Алгоритм работы с конфликтной ситуацией в классе

–Психолог обращается к детям, которых касается данный конфликт, с предложением обсудить его и вместе найти из него выход.

–Попросить очевидцев дать свое описание события, дать возможность всем «выпустить пар».

–Психолог предлагает участникам конфликта обрисовать несколько возможных способов решения проблемы.

–Необходимо поощрять детей к обдумыванию физических и эмоциональных последствий каждого решения.

–Выбирайте одно из решений, по которому можно прийти к общему согласию, и вырабатывайте совместный общий план действий по его реализации.

Метод позитивного подхода

–Выяснение проблемы. Цель этого этапа – обозначить в общем виде труднорешаемую ситуацию. Задача психолога – перевести человека на обсуждение ресурсов самой ситуации.

–Психологическое интервью. Психолог формулирует вопросы так, чтобы помочь человеку выяснить в его жизни ситуации, которые могут помочь решить данную проблему.

–Совместное моделирование поведения человека, направленное на решение его проблем.

Глубоко убеждены, что сохранить психическое и психологическое здоровье у ребёнка можно лишь в том случае, если есть благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и, если каждый педагог понимает свои проблемы и стремится найти и устранить их причины.

Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Поэтому деятельность социально-психологической службы образования и направлена на создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья. Но, конечно, социально-психологическая служба создает необходимые условия вместе с учителями и родителями учащихся.

Всё выше изложенное является эффективными формами работы в деятельности социально-психологической службы по сохранению психического и психологического здоровья участников образовательного процесса.

Использованная литература

1.Амосов Н. М., Бендет Я. А. Здоровье человека. – М., 1984

2.Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002

3.Литвиненко В.В. директор департамента по защите прав детей Северо- Казахстанской области «Социально-психологическая служба школы – веление времени»

4.Северо-Казахстанская областная газета «Молодежная – Жастар» №2 от 26.01.2012 г.

5.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – М.: ВЛАДОС, 1995.

Журнал “Психология в казахстанской школе.

Психология Казахстан мектебтде ”,

 №1(44), 2014

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.