KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
О метапредметной роли самопознания
О метапредметной роли самопознания
28 ноября 2017    Автор / Кудышева Б.К., к. п. н. президент Общественного фонда «Казахстанский институт развития человеческих ресурсов».

В условиях независимого Казахстана одним из актуальных вопросов педагогической теории и практики является поиск оптимальной национальной модели образования, опирающейся на традиционные духовные ценности народа и учитывающей вызовы эпохи глобализации.

Ключом к успеху малонаселенного Казахстана в мировом сообществе призвано стать приоритетное развитие человеческих ресурсов нации. Согласно Стратегическому плану развития Республики Казахстан до 2020 года развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое процветание страны.

В этом контексте знаменательным событием в развитии национальной системы образования стало введение в учебный процесс организаций среднего образования общеобязательного предмета «Самопознание». Автором этой идеи выступила основатель общенационального движения в защиту прав детей, президент Благотворительного фонда «Бобек» Сара Алпыскызы.

Как отмечают специалисты, «Самопознание» – не очередной предмет в ряду многочисленных школьных дисциплин, которыми так перегружен учебный план. Это особый метапредмет, призванный изменить парадигму образовательного процесса в Республике Казахстан, перейти к новым мировоззренческим основам с ориентацией на духовные приоритеты, на понимание человека как целостного существа в единстве души и тела, разума и сердца.

Знаменательно, что в свое время крупнейшие ученые двадцатого столетия  А.Эйнштейн, П.Шарден, К.Юнг, Н.Моисеев независимо друг от друга выдвинули идею о том, что в матрице современного образования необходима дисциплина, составляющая естественный центр человекознания. Этот центр призван стать мостом, соединяющим естественные и гуманитарные науки.

В современном мире принципиально изменились представления о фундаментальности образования. Если раньше под фундаментальностью образования предполагалось освоение основ наук, то теперь критерию фундаментальности отвечает образование, способное создать целостную и гармоничную, т.е., непротиворечивую картину мира.

Философско-методологической базой усиливающихся интеграционных процессов в современном образовании выступает философская герменевтика, в центре внимания которой находится процесс понимания человеком мира. Это учение об интерпретационном подходе человека к действительности, которое признает равную значимость рационального и эмоционально-ценностного в познании. Образование, использующее принципы герменевтики, позволяет каждому человеку осваивать методологию жизни в условиях постоянных изменений.

Содержание дисциплины метапредметного уровня характеризуется тем, что смысловое поле объектов познания в ней выходит за традиционные рамки и располагается на метауровне. Самопознание в полной мере выполняет функцию метапредмета, так как, во-первых, способствует созданию целостного и гармоничного  образа мира, а во-вторых, обеспечивает гармоничное развитие самого человека (в единстве интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер, а также сферы саморегуляции в различных видах деятельности).

Как отмечает известный казахстанский философ Г.Г.Соловьева, именно предмет «Самопознание» осуществляет синтез гуманитарного и естественно-научного знания о человеке. Он связывает все остальные, рассыпанные прежде школьные дисциплины, придает им утраченное единство и поэтому – возвращает смыслы всему, что изучается и познается. Единство обеспечивается тем, что все знание «собирается», группируется вокруг человеческой личности, т.е. получает личностное измерение. В прежние времена интеграция дисциплин оставалась только призывом, и химия никак «не пересекалась» с физикой, а литература – с историей. Теперь же через «Самопознание» осуществляется желанная интеграция и выясняется, «зачем», «ради чего» изучаются школьные предметы, что они вносят в созидание целостной, гармоничной картины мира, что дают для нравственно-духовного пробуждения и развития каждого ребенка.

Дисциплинарное оформление самопознания знаменует собой переход от дисциплинарной матрицы образования к проблемно-целевой. Главными признаками информационного общества, как известно, являются нестабильность, постоянное движение, неопределенность и непрерывность развития, открытость и альтернативность будущего. В динамично развивающемся мире для жизненного успеха человеку требуется не энциклопедическая подготовка, а развитие культуры понимания и мышления.

Приоритеты развития современного образования связаны с междисциплинарным синтезом и проблемной интеграцией содержания образования, когда предметом познавательной деятельности учащихся становятся сами глобальные проблемы, их причины и способы разрешения. Основная цель их изучения – отработка личностью универсальных способов деятельности и творчества. В этой логике именно самопознание составляет смысл изучения любой предметной области. Изучение истории, физики, биологии или литературы отнюдь не самоцель, а средство раскрытия потенциала и личностного развития каждого ученика.        

Самопознание выступает новой педагогической парадигмой, ориентированной на воспитание гармоничного человека, владеющего целостной системой миропонимания, обобщенным знанием о мире и человеке в нем. Миссия предмета «Самопознание» – быть своеобразным «компасом» подрастающего человека в современном мире, определяющим жизненно важные ценностные ориентации человека. 

Содержательной основой общеобязательного учебного предмета «Самопознание» как стержня национальной образовательной модели является шкала общечеловеческих ценностей и подход, рассматривающий самого человека как цель и результат образования.

Благодаря содержанию предмета «Самопознание» учащийся получает четкую систему координат, позволяющих осознать единство человека и мира «Я и мир» через совокупность взаимосвязей: «Я и мой внутренний мир», «Я и природа», «Я и общество», «Я и культура». Присущая самопознанию целостность рассмотрения человека и мира заключает в себе личностно-ориентированную матрицу современного образования (рисунок 1).

Рисунок 1. Личностно-ориентированная матрица современного образования

 

Разные предметные области, сгруппированные в этой логике,   оказываются связанными между собой отношением к человеку, который проецирует свой внутренний мир на внешний, и наоборот, вбирает все внешние события в собственную биографию.

Рассматривая смысложизненные вопросы, самопознание через особые культурные коды и образы содействует интеграции философского и культурологического, естественнонаучного и гуманитарного, теоретического и прикладного знания. Будучи обобщенным знанием о мире и человеке в нем, самопознание актуализирует  ответственность каждого учащегося за нахождение своего места в мире и сознательное  проектирование собственной жизни.

Метапредметную роль самопознания ярко иллюстрируют реализуемые данной дисциплиной задачи:

-развивать у учащихся целостное представление о мире и месте человека в нем;

-содействовать личностному росту и самореализации  учащихся;

-способствовать  пониманию и принятию ими себя и других, гармоничному взаимодействию с окружающим природным и социальным миром;

-поддерживать культуросозидающую творческую активность личности и открытость новому жизненному опыту;

-воспитывать ответственное отношение к жизни и способность к самоорганизации.

Образовательная программа «Самопознание» обеспечивает переход к новой гуманистической парадигме образования, рассматривающей человека эпицентром культуры. Это означает, что в центре образовательного процесса теперь находится ученик, главным становится самовыражение его как уникальной, представляющей абсолютную ценность личности. Образовательный процесс приобретает характер индивидуально-творческой деятельности, предполагающей создание предпосылок и условий востребованности личности, ее субъектной активности в образовательном процессе.

Будучи воплощением гуманистической парадигмы образования, самопознание позволяет перевести образовательный процесс на личностно-смысловой уровень. Смысл представляет собой объективное отношение, побуждающее человека действовать. Когда присвоенные человеком значения становятся личностными, эмоционально наполненными побудителями его деятельности, они превращаются в смыслы.

Личностный смысл – особое, пристрастное отношение личности к жизненным ценностям. Человек, находясь в мире, пытается уяснить и мир, и самого себя. Свободная, самодостаточная личность не может довольствоваться готовыми смысловыми формулами. Человек находит, обнаруживает, выбирает смыслы среди ценностей жизни и культуры. Только после того как эти ценности переживаются человеком, смысл их становится его достоянием. Ценности, значения, нормы, знания могут передаваться и усваиваться, смыслы – нет. Смыслы могут быть выработаны, открыты в результате поиска, напряженной внутренней работы, активности индивида.

«Самые совершенные ценности человечества, – пишет В.В.Сериков, – должны как бы заново родиться в опыте личности, иначе они не могут быть ею адекватно присвоены, т.е. обрести личностный смысл». Осмысливая «вечные» общечеловеческие ценности, наделяя их собственными смыслами, человек приобретает независимость, неповторимость, субъектность, он становится самим собой.

Самопознание как педагогика любви и творчества воспринимает ребенка как уникальный и неповторимый микромир, некую «самость», наделенную собственным опытом восприятия жизни. Она видит цель образовательного процесса в развитии личности ученика, в предоставлении условий для раскрытия его потенциала, успешной самореализации. Ученик в системе личностно-ориентированного образования – это инициатор процесса собственного учения, не транслятор чужого опыта, а творец собственного. Он не только впитывает выработанные в течение столетий культурные ценности, но и способен к культуросозидающей деятельности. Развитие личности ученика, формирование его неповторимого образа мира происходит только в том случае, когда основой деятельности учителя являются не четко сформулированные инструкции и готовые рецепты, а непрерывный творческий поиск, рефлексия, стремление к личностному росту, внутренняя диалогичность.

Истинный гуманизм педагога определяется стремлением пробудить в каждом ребенке стремление к глубинам смысла и красоты, к подлинному качеству жизни, вырастить его уверенным в себе и компетентным для максимальной самореализации в жизни. Общность детей и взрослых, основанная на взаимопонимании и любви, является тем самым  пространством, где впервые зарождаются собственно человеческие способности, позволяющие человеку быть счастливым.

Самопознание – это олицетворение педагогики поддержки, основанной на философии любви. Педагогическая поддержка – это модель СО-действия, СО-дружества, СО-трудничества педагога  и учащихся в решении их жизненных и академических проблем. Суть педагогики сотрудничества известный учитель-новатор Е.Н.Ильин емко выразил в пяти глаголах: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Педагоги самопознания на практике доказывают, что инновационный предмет, усиливая ценностный смысл учебной и внеучебной деятельности учащихся, раскрывает и развивает у них способности верить в себя и в свои силы, любить и творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, стремиться достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

Предмет «Самопознание» носит ярко выраженный компетентностный характер. Он нацелен на самостоятельное осмысление и преобразование каждым учеником своей жизненной ситуации, преодоление коллизий детства, отрочества, юности, обретение веры в свои силы и умения сотрудничать. Именно эти механизмы личностного развития обеспечивают учащимся свободу выбора, навыки решения собственных проблем, то есть интегральную компетенцию быть субъектом собственной жизни.

Для каждого человека становится важной способность осуществлять ответственный личный выбор, формирование которой более продуктивно происходит при использовании индивидуальных траекторий обучения. Обучающиеся сами определяют оптимальные модели и траектории достижения образованности и воспитанности в наиболее важных для себя областях.

Ориентируясь на абсолютные смыслы и испытывая особые ценностные переживания, ученик обретает духовную и душевную целостность, которая надежно защищает его от деструктивных сил и воздействий. Будучи природосообразным знанием, самопознание обеспечивает поддержку и развитие природных сил и задатков учащихся, сохранение и укрепление их здоровья, построение образовательного процесса на основе знания человеческой природы. Учащиеся осваивают технологии  здоровьесбережения, развивают способность поддерживать в норме свое физическое и эмоционально-духовное состояние.

Самопознание создает условия для свободного, сознательного и ответственного выбора каждым учеником  собственной линии поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения в качестве субъекта жизнедеятельности. Осознание жизненных приоритетов и ценностей становится для подрастающего человека надежным фундаментом в выборе оптимальной траектории обучения и профессионального развития, освоения необходимой методологической культуры и поведенческого репертуара.

Как видим, метапредметная роль самопознания как условия личностного развития учащихся средней школы проявляется в том, что в процессе его изучения закладывается система нравственных ценностей и координат, ученик овладевает методологией совместной деятельности, учится строить взаимоотношения с другими людьми, начинает понимать ценность и уникальность каждого человека и самого себя.

Литература:

Сулима И.И. Интеграция фундаментальной науки и образования в контексте концепции понимания. // Науковедение, 2002. - № 2.

Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
процессе. - Ростов-на-Дону, 2003.

Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.