KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Познай самого себя – и ты познаешь весь мир
Познай самого себя – и ты познаешь весь мир
05 октября 2017    Автор / Бургандинова С.Ф., учитель начальных классов и «Самопознания», школы-гимназии № 3, г. Астана.

Душа образования – образование

Восточная мудрость

В выступлении на последнем Форуме мировых и традиционных религий в Астане Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев произнес следующую фразу: «Есть только одна религия – Религия любви». Эти слова удивительно точно отражают суть нового предмета – «Самопознание», введенного в школьную программу.

В нашей стране благодаря введению предмета «Самопознание» идёт целенаправленная работа по возрождению нравственных основ человеческого бытия на благо будущего. Школа без уроков нравственности немыслима.

В самом слове «образование» заложен очень глубокий смысл. Если заглянем в «Толковый словарь» Вл. Даля, то прочитаем следующее: «Образить – придать должный, красивый вид, возделывать и исправлять...духовно просвещать». Корень слова «браз» напоминает нам другое старинное слово «бразды» (узда, воля) т.е. образование – это процесс облагораживания, подчинение естества человека высшему, обуздание и предание благотворного направления его энергиям.

Что современное образование может противопоставить росту детской преступности, наркомании, пьянству? Авторы программы «Самопознание» рекомендуют использовать следующие этапы урока: позитивное настрение, узнаем новое, мудрые слова, беседуем, читаем, творческая деятельность, размышляем над ситуацией, выполняем задание, от сердца к сердцу.

Воистину образованный человек тот, кто трудолюбив, искренен, правдив, честен, отзывчив и дружелюбен, имеет чувство собственного достоинства, уважителен к другим, заботлив, аккуратен и рачителен во всём, спокоен и умиротворён. Всему этому учат на уроках самопознания.

Будущее нации зависит от нравственности детей. Хороший характер – вот истинное достояние человека. Ведь успех в любой деятельности на 90% зависит от характера, и на 10% - от специальных знаний. Духовно-нравственное образование, даваемое детям в школе, вместе с воспитанием в семье, влиянием всего общества должно помогать им стать людьми, обладающими всеми вышеперечисленными качествами.

Очень ответственно отношусь к этим урокам. Детям говорю, что это самый важный урок в школьной программе. На уроке Знания 1 сентября ребят спрашиваю: «Для чего вы учитесь?». Обычно отвечают: «Чтобы достойно жить, не быть глупее других, чтобы радовать родителей». Подвожу детей к мысли о том, что очень важно быть патриотом своей страны, любить её, думать о том, чтобы принести пользу своему отечеству, послужить ей не только словом, но и делом.

Помимо рекомендованных этапов урока обязательно использую пять методов. Это минута тишины, использование цитат и изречений мудрых людей, рассказывание историй, пение и групповая деятельность.

Во время минуты тишины иногда прошу послушать своё дыхание, или на вдохе вдыхаем хорошие качества, а выдыхаем – плохие, или слушаем, как бьётся сердце и стараемся почувствовать какое оно доброе и любящее, мысленно гуляем по самому любимому уголку природы, дотрагиваемся до двери счастья, задумываемся над вопросами, например, такими как: что такое любовь, долг, совесть, и т. д.

Мы учимся концентрации, которая улучшается успеваемость детей, а также способствует различению: остановись и подумай, прежде чем что-либо сказать или сделать. Есть дети, которые пока не могут сидеть в тишине, и я понимаю, что у них не спокоен ум, поэтому всё время им напоминаю о важности того, чтобы в голове были только чистые, хорошие мысли, и, что каждый человек это целая вселенная.

Сказки и притчи всегда рассказываю. Дети это очень любят. Вначале своей деятельности чаще всего по ходу сказки на доску вывешивала картинки, затем начала использовала кукольный театр. Одевала куклы на руки и разыгрывала истории. А сейчас поняла, что всё это должны делать сами дети, для этого не обязательно заранее учить слова, достаточно раздать слова и костюмы. Тогда уроки проходят весело, детям это приносит радость, и дарит уверенность в себе. К рассказыванию историй подхожу творчески. Рассказывая притчи и сказки в уста героев вкладываю иногда слова мудрецов, например в сказке Лопатиной «Заколдованный лес», Дан и Дана советуют детям: «Не смотрите на плохое – смотрите на хорошее, не говорите плохое – говорите – хорошее, не думайте плохое – думайте хорошее, не делайте плохое – делайте хорошее», и тогда вы будете защищены от любого зла.

Песни мы не только поём, но и дети сами придумывают и исполняют их (например, о маме, или колыбельные песни).

Святые – это зеркала, в которые мы должны научиться смотреть потому, что эти люди благодаря самоконтролю сумели усмирить свой эгоизм и поэтому их высказывания способствуют развитию не только интеллекта, но и интуиции. На своих уроках довольно часто не до конца читаю цитату или изречение, и прошу детей закончить её самим. Предлагаю придумать свое изречение о природе, или о матери и, конечно же, спрашиваю, как они её понимают, согласны или нет с данным высказыванием.

В групповую деятельность включаю придумывание и разыгрывание различных сценок, кукольный театр, инсценировку по ходу сказки. Использую и мини-сочинения, и придумывание на заданную тему загадок, и составление правил общения друг с другом, и рисунки, и придумывание различных лозунгов (например, о здоровье), и письма любви (например, своей маме), и составление различных заповедей (например, заповеди для семьи), и ответы на вопросы.

Первыми замечают перемену в детях их родители. Дети относятся к ним с большим уважением, становятся более ответственными, ложатся спать встают рано, меньше смотрят телевизор, становятся более внимательными и сосредоточенными, с большим интересом относятся к учёбе и добросовестно выполняют домашние задания. Дети горят желанием; учисться. Они стремятся ухаживать за своей школой, выделяются своей честностью.

В учебниках собран интересный материал, стало проще готовиться урокам, на печатной основе созданы тетради с заданиями по каждому курсу, выпущены диски с песнями к урокам. Но учителя часто жалуются, что довольно скучно проходят уроки, дети не достаточно активны, нет ожидаемых результатов. Почему это происходит?

Потому, что мы учим нравственности детей, а сами зачастую поступаем безнравственно на глазах у своих учеников и не придаём этому особого значения, потому, что высший арбитр в наших умах – это наш эгоизм.

Мы учим детей, говорить ласково и не грубить, и тут же отчитываем провинившихся, не стесняясь в выражениях. Учитель не только должен хорошо знать свой предмет, но и сам практиковать общечеловеческие ценности, жить согласно им, быть ими. Главное в обучении – это пример учителя и если его слова не соответствуют его поступкам, то вместо пользы такой учитель принесёт только вред. Учитель не должен терять самообладание, он должен уметь держать свои эмоции под контролем и не проявлять вовне негативные внутренние состояния: депрессию, подавленность, неуверенность в себе. Учитель должен быть способен на жертвенность, оказывать помощь окружающим, быть справедливым, милосердным, мужественным, терпеливым и настойчивым. Об этом мы всегда должны помнить. Наши ошибки и промахи отражаются на наших детях. Учитель должен сам практиковать общечеловеческие ценности, жить согласно им и изменять в лучшую сторону в первую очередь себя» Трансформация характера ребёнка произойдёт, если учитель предан своему делу и у него чистые намерения.

Есть знания, которые дети получают в школе, необходимые для того, чтобы жить в этом мире и есть знания, которые несут свет. Энергия любви должна объединять и учителя и ученика. Должно вестись обучение от сердца к сердцу. В своей практике стараюсь придерживаться следующих принципов:

-Общаться надо с каждым ребёнком, как со своим собственным.

-Знать нужды ребёнка.

-Практиковать терпимость к тому уровню, на котором находится ребёнок.

-Способствовать развитию уверенности в себе.

-Замечать только хорошее в ребёнке.

-Во всём быть примером для ребёнка.

-Поддерживать обязанности ребёнка.

-Взаимодействовать с родителями.

На каждом родительском собрании обязательно готовлю или доклад по духовно-нравственному воспитанию детей, или предлагаю слайдовую презентацию, или делаю просто подборку высказываний о воспитании детей известными педагогами и философами.

Вот несколько высказываний учеников начальной школы об уроках самопознания: «даёт понимание, что можно делать, а чего нельзя», «даёт новые знания», «учимся прощать и любить всех», «делает добрее нас и мир», «даёт много чуда», «даёт хорошее настроение», «радость познания мира», «учит воспринимать других людей как личности», «призадумываюсь о том, что у меня впереди», «даёт большой потенциал», «даёт жизнь».

Мудрецы советуют: «Сначала будь, затем делай и только потом говори». У нас, у учителей самопознания, есть уникальная возможность самим стать лучше, добрее, милосерднее, Расти вместе со своими детьми, чувствовать ответственность перед детьми, их родителями, и перед Родиной. Каждый человек рождён для счастья. Но во внешнем мире оно эфемерно, а то, что даёт ощущение удовлетворённости, покоя и мира находится у нас внутри. И это самый ценный дар, который мы можем дать детям.

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.