KZ

Главная страницаПедагогическая мастерская - статьи
Возможно ли преодолеть барьеры в обучении путём внедрения новых подходов в преподавании?
Возможно ли преодолеть барьеры в обучении путём внедрения новых подходов в преподавании?
15 августа 2018    Автор / Тулешова А., психолог, учитель «Самопознания», КГУ «Маяковская СШ», Алтынсаринский р-н, Костанайская обл.

Барьеры на своём пути

Легко ты сможешь перейти.

Вперёд уверенно шагай

И никогда не унывай!

Работая в сельской малокомплектной смешанной общеобразовательной средней школе, я встретилась с множеством проблем, связанных с обучением. В ходе своей педагогической деятельности я наблюдала, что многие мои коллеги, всегда чувствуют барьеры в тех или иных ситуациях. Это явилось причиной различных видов осложнений в отношениях с детьми, так и с их родителями. Во все времена учитель всегда был в центре внимания. И чтобы он не делал и как бы он не поступил, он должен был продумывать каждое свое действие, чтобы быть примером для своих учеников. И когда возникают трудности в его профессиональной деятельности, он желает изучить причины этих трудностей. Так и я, наблюдая за моими коллегами, размышляя о новых подходах в обучении, провела анкетирование среди моих коллег. Результаты данных анкет показали, что каждый второй учитель, независимо от того, опытный ли учитель, имеющий огромный стаж работы или молодой учитель имеют свои барьеры в обучении. Поэтому взвесив все за и против, продумав все свои шаги, задалась вопросом «Возможно ли преодолеть барьеры в обучении путем новых подходов в преподавании?», впоследствии это и явилось фокусом моего коучинг-занятия. В отношении фокуса моего коучинг-занятия учителями уже были предприняты некоторые шаги. Так многие мои коллеги поменяли формат преподавания своего предмета, изменили методы и приемы на уроках, стали применять обязательные минутки тишины при психологическом настрое на организационном этапе урока, даже стали обязательными открытые уроки, которые могли посещать родители в определенные дни. Но все же не было того, что подтолкнула бы их к переосмыслению. И поэтому я, после первого этапа обучения второго основного уровня, приехав на практику в свою школу, запланировала коучинг-занятие по теме: « Возможно ли, преодолеть барьеры в обучении путем новых подходов в преподавании?» Целью моего коучинг-занятия было: сформировать у учителей навыки по определению барьеров, через новые подходы в обучении, научить коллег преодолевать барьеры, принимая нужные решения. В свою фокус- группу я пригласила учителей с большим стажем работы, а также молодых учителей. Также участниками коучинг-занятия были учителя, которые работают как в классах с казахским языком обучения, так и в классах с русским языком обучения. Среди участвовавших в коучинге были учителя, работающие как в начальных классах, так и в средних и старших классах. Во-первых, я хотела доказать моим коллегам, что все барьеры преодолимы, какими бы трудными они не были. Во- вторых, мне хотелось, чтобы в процессе коучинга они научились сотрудничать, оказывать друг другу помощь, поддерживать друг друга, находить правильные пути решения поставленных задач. Ну и в-третьих, я решила, применяя новые подходы, попытаться изменить мышление моих коллег, а также мне хотелось, чтобы они через переосмысление, поняли, что в каком бы возрасте они не находились, каких бы концепций не придерживались, нужно менять прежде свои внутренние убеждения, а лишь потом себя и других. И что новые преобразования в процессе обучения никак не навредят, а помогут преодолеть возникшие барьеры. Количество участников коучинга составляло 12 человек, из них- 3 молодых учителя.

Коучинг начался с моего приветствия такими словами:

Я рада снова видеть вас,

Вы - лучшие из лучших!

Вы – просто класс!

Всему что умею, научу я вас!

Друзья, за дело! Прямо сейчас!

Я желаю вам удачи на коучинг-занятии, желаю вам сладкой жизни, как эти конфеты. После произошло деления на группы по фантикам конфет.

На занятие я применила следующие приемы: мозговой штурм, групповая работа, изучение ресурса методом «Жигсо», применила метод просмотра видеоматериала, инсценирование ситуаций, в качестве рефлексии взяла метод «Сочинение одной минуты». Во время коучинга учителя проявляли себя по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей характера. Сразу определились модераторы групп, которые впоследствии направляли всю группу к конкретным действиям. Как в первой, так и во второй группе контингент участников был разный. Некоторые участники старались занять лидирующие позиции, путем давления на более молодых коллег. Так в 1 группе спикером оказался молодой учитель, который до проведения коучинга не проявлял данных способностей, а во вторую группу входили учителя, имеющие лидерские качества, но у них не наблюдалось соперничества. Коллеги умело раскрыли понятие барьер, написав ассоциативный ряд. При применении приема «Мозговой штурм», прежде отработав в своих группах и обсуждая в открытом диалоге, участники учителя смогли дать определение понятию «Барьер», чему свидетельствуют фото и видеоматериалы.

Этот прием был проведен с целью определения уровня понимания понятия барьер, а также по ходу выполнения данного приема выявились потенциальные лидеры. Результат был очевиден практически у обеих групп, перечисленные барьеры перекликались. Учителя сделали вывод, что необходимы корректировки в преподавании и использовании применяемых методов и приемов. После чего был показан ролик. При демонстрации видеоролика «Слушаем девочку, смотрим на мальчика», многие проанализировав данный материал и осмыслив увиденное, согласились с тем, что в некоторых моментах, даже если они используют новые подходы, не меняют своего отношения к тем или иным ситуациям, т.е. не желают меняться, а значит, они не готовы преодолевать возникшие барьеры. В целях изменения внутренних убеждений моих коллег я предложила ответить на главный вопрос: « Возможно ли преодолеть барьеры в обучении путем новых подходов в преподавании? Если возможно то, как? » Этот вопрос послужил толчком к переосмыслению того, что применяя новые подходы и меняясь изнутри можно преодолеть все преграды, какими бы большими они не казались. При этом коллеги вступили в дискуссию, в ходе которой учителя разошлись во мнениях. Но все же, положительным моментом было то, что переосмыслив свои взгляды, учителя разных возрастов сумели прийти к единому решению и осознали ключевую идею новых подходов в образовании: «Учителя должны совершенствовать свои потенциальные профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами и участию в разработке, управлении и планировании учебной среды. Учителям необходимо непрерывно рефлексировать в ходе своей практики для того, чтобы учиться на своем опыте»(Руководство для учителя). А также положительным явилось и то, что переосмыслив все изученное на коучинге, и первая, и вторая группы составили прекрасные кластеры, в которых они смогли раскрыть применение новых подходов на уроке. Они указали, какие приемы нужно использовать, чтобы преодолеть различные виды барьеров и разнообразить уроки. А также на конкретных примерах сумели все эти моменты проиграть, найдя правильное решение.

Вместе с положительными моментами, были и отрицательные моменты. Негатив коллег выражался том плане, что более опытные педагоги не хотели перестраиваться на новый формат работы, мотивируя это тем, что наработанные ими методы работы никак не связаны с возникновением барьеров. В то же время они противоречили сами себе, когда говорили о своих трудных учениках, о трудности изложения материала, об отношениях с учащимися и т.д. Но после обыгрывания конкретных ситуаций, они узнали в этих ситуациях самих себя. Пересмотрев свои действия, пришли к выводу, что в будущем будут менять формат преподавания, для того, чтобы улучшить обучение детей. Молодым же учителям, которые работают первый год в школе, не понравилось представление ключевых идей данного коучинга. Это можно было наблюдать из написанных работ при приеме «Сочинение одной минуты», котрое проводилось в качестве рефлексии по окончанию коучинг – занятия. Думаю, чтобы улучшить обучение учителей, нужно выдавать материал, дробя на части, так как многие из учителей, участвовавших в коучинге еще не готовы применять новые подходы. Им следует преодолеть свой собственный барьер, который мешает им.

Я, проведя данный коучинг, пересмотрев свои действия, пришла к выводу, что идея данного коучинг – занятия раскрыта. Были раскрыты некоторые аспекты новых подходов, через разъяснение идеи 7 модулей. В процессе обучения учителей выяснилось, что многие из них применяя эти методы, и не догадывались о том, что данные приемы относятся к новым подходам в обучении. Другие же утверждали, применяя данные методы, у них произошли некоторые положительные изменения в преподавании. В целом же к концу коучинг-занятия мне удалось переубедить тех коллег, которые были не согласны с идеями 7 модулей.

Оценивая и анализируя работу учителей, можно сказать, что большая часть проявила себя активно и полностью оправдала мои надежды. Но остались и те коллеги, с которыми мне предстоит отработать некоторые моменты использования новых подходов. Вместе с тем, анализируя свои действия как коуча, могу дать себе удовлетворительную оценку. Так как не смотря на нежелание моих коллег меняться, мне удалось переубедить их, используя приемы 7 модулей в преподавании. Также во мне выявились качества хорошего наставника и отличного руководителя, чему свидетельствую фото и видеоматериалы.

Но в будущем планирую изменить подход в проведении коучинг-занятия. Далее продумаю формы стимуляции и повышения интереса участников коучинг-занятия. Все это, думаю aпробировать на своих уроках, а затем, анализируя свои ошибки, обучать своих коллег. Вследствие этого планирую проведение коучинг-занятий поэтапно, так как невозможно объять необъятное. Конечно, для этого мне потребуется уйма времени и много сил и терпенья. Но надеюсь, что в дальнейшем, внедряя новые подходы, можно пожинать плоды своего труда. Пожиная плоды, смогу достичь высоких результатов.

Сумев преграды все пройти,

Поймешь, ты на правильном пути!

Много еще будет барьеров в пути,

Ты не сдавайся, а вперед иди!

(от автора) 

Добавить комментарий



Комментарии (0)


Этот материал еще никто не прокомментировал.