KZ

Главная страница
Подробнее о разделе

Широкомасштабная образовательная программа «Самопознание» по нравственно-духовному развитию подрастающего поколения призвана играть особую роль в культивировании духовно-нравственных ценностей в казахстанском обществе. По выражению Олжаса Сулейменова, поэта и видного казахстанского общественного деятеля, самопознание возвращает духовное измерение в педагогику, обогащая ее глубиной прошлого, широтой настоящего и высотой будущего.

Приоритетом программы является всемерная педагогическая поддержка ученика в процессе его духовного роста и личностного становления. Для достижения этой цели необходимо восстановить соответствие образовательного процесса духовной природе человека, обеспечить целостное пространство любви и заботы, учитывать особенности внутреннего мира каждого ребенка, его эмоционально-чувственный и ментальный опыт.

Предмет «Самопознание», составляющий стержень программы нравственно-духовного образования, должен стать ключевым в образовательном пространстве казахстанской школы, утверждая безусловную ценность человека, воспитывая в нем чувство собственного достоинства, самоуважение, независимость суждений, потребность в самосовершенствовании, развивая способность хорошо ориентироваться в жизненных ситуациях, принимать решения и нести ответственность за свою судьбу.

Вместе с тем, программа нравственно-духовного образования «Самопознание» выходит за рамки отдельного предмета, заполняя светом и теплом духовных ценностей содержание других дисциплин, внеучебную деятельность, дополнительное образование, работу с родителями, то есть всё то, что составляет целостное образовательное пространство каждого учебно-воспитательного учреждения.

Роль учителя состоит в создании условий для раскрытия внутреннего потенциала ученика, его высокого человеческого предназначения на основе духовно-нравственных ценностей. Этому должен способствовать весь ход урока самопознания, который наполняется глубоким содержанием, строится с использованием особых методов и приемов, о которых пойдет речь в этом разделе. Но главным условием достижения цели является личность учителя, который может вдохновить учащихся в первую очередь личным примером, стремлением к соблюдению принципа единства мысли, слова и дела, стремлением к самосовершенствованию.